Дождевая канализация в промышленном строительстве

Ливневая канализация ‒ важный элемент инфраструктуры любого города. Она предназначена для сбора и отвода атмосферных осадков. Система сбора и отвода талых, дождевых и поверхностных вод должна включаться в общую систему инженерных коммуникаций, соединяться с канализацией и направляться к месту сброса канализационных вод либо на очистку. В исключительных случаях возможен сброс воды с дождевой канализации в близлежащие водоемы.

 

Дождевая канализация бывает следующих типов:

  • поверхностная,
  • внутренняя,
  • подземная.

В свою очередь поверхностный отвод воды подразделяется на точечный и линейный. Точечный дренаж состоит из дождеприемников и системы соединяющих их перепускных труб и отводит поверхностные воды с небольшой территории, как правило в тех местах, где применение линейного водоотвода затруднено, невозможно  или решение жестко определено проектом и не подлежит пересмотрению, например, малые площади, скверы и пр. открытые небольшие площадки. Атмосферные осадки с большой площади собираются и отводятся линейными системами водосбора, которые используется на мостах, дорогах, тротуарах, парковках, портах, ВПП и рулежных дорожках, автомагистралях.

По способу устройства ливневые канализации бывают открытого, закрытого, смешанного типа.

Устройство ливневки входит в основные мероприятия по строительству промышленных объектов.

Проектирование и монтаж ливневок в дорожном строительстве

Несмотря на ежегодное увеличение автомобилизации населения,   стабильный прирост коммерческого транспорта, постоянное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, требованиям к качеству и количеству дождевых канализаций уделяется мало внимания.

Недостаточное количество систем сбора и отвода атмосферных осадков, непрофессиональные  проектирование и монтаж, плохое обслуживание уже существующих ливневок на дорогах, мостах, аэропортах и других  транспортных объектах приводит к негативным последствиям:

  • Снижается срок службы дорожного покрытия;
  • Снижается уровень безопасности движения транспорта;
  • Сокращается межремонтный период дорог и строительных объектов;
  • Нарушается устойчивость дорожных одежд.

Некачественное и несвоевременное обслуживание ливневых канализаций ведет за собой их переполнение, разливание канализационных вод по поверхности дорог и, как следствие, затруднение движения транспорта, загрязнение окружающей среды.

Все это говорит о том, что обустройство ливневого водоотвода необходимо при современном строительстве и подразумевает собой качественное обслуживание для обеспечения последующего надлежащего функционирования ливневых систем сбора и отвода поверхностных вод.

Ливневка для транспортных развязок и разделительных полос имеет некоторые особенности проектирования. Разделительные полосы шириной более 1,5-2 метров устраивают земляным полотном с дерновым покрытием. Во время таяния снегов или дождей разделительные полосы дополнительно переувлажняются и в условиях российского климата это может способствовать интенсивному пучинообразованию, которое может дополнительно способствовать разрушению дорожного полотна. Вследствие этого, разделительные полосы должны дополнительно обеспечиваться поверхностным водоотводом с дальнейшим выводом атмосферных осадков за пределы полотна.

Ливневый водоотвод со съездов с трасс и транспортных развязок  подразумевает устройство стока с поверхности посредством продольных и поперечных уклонов,  укрепленных обочин и устройства водоотводных лотков. Если транспортная развязка устраивается в выемке с сохранением естественного ландшафтного расположения площадей съездов, системы ливневой канализации должны включить  в себя обустройство водоперепускных лотков, труб  и кюветов.

При условии примыкания транспортной развязки к объектам жилищного строительства дождевая канализация должна быть закрытого типа, сопряженная с уже существующей системой отвода воды. Точечный водоотвод и закрытые водостоки подключаются к инфраструктуре водопровода с учетом ее пропускной способности. Для того чтобы начать работы по переустройству имеющихся ливневых канализаций, необходимо заново произвести гидрологические и гидравлические расчеты. В них учитывается климатические особенности региона, тип покрытия, значение склона, пропуск поверхностного стока с территории жилого массива, условия его регулирования.

Беспрепятственный сток дождевой воды со съездов и транспортных развилок обеспечивается устройством дождевой канализации, выполненной водосточными лотками без продльного уклона или с продольным уклоном (при отсутствии естественного уклона по покрытию) и перепусками воды в пескоуловители, расположенными через заданные расстояния, определенные проектом.

Ливневая канализация для отвода атмосферных осадков с дорожного полотна проектируется с учетом многих факторов: категория автомобильной дороги, интенсивность транспортного потока, геолого-гидрологические параметры, число полос движения, климатические условия (в частности количество осадков за определенный период), сочетание продольных и поперечных уклонов покрытия и т.д.

По статистике самое большое количество ДТП происходит на мокрых дорожных одеждах, где не обеспечивается своевременный отток воды или отсутствует ливневка. Наибольшую опасность представляет так называемое аквапланирование – неуправляемое скольжение автомобиля по водной пленке, образуемой на дорожном полотне, вследствие некачественной работы ливневой канализации или отсутствии таковой.

При строительстве автодорог учитывается, что ливневая система поверхностного водоотведения, как и само дорожное полотно, принимает на себя интенсивные нагрузки от движения транспорта. Устройство бетонной обоймы при монтаже водоотводных лотков уменьшает деструкционное воздействие этих нагрузок непосредственно на сами лотки и в большей мере передает энергию воздействия на обустроенную вокруг лотка обойму, что предотвращает преждевременное разрушение конструкции.

Это гарантирует целостность системы ливневого водоотвода в течение всего срока службы и безаварийность транспортного потока.

При ожидаемых малых нагрузках на лоток допускается монтаж ливневой канализации без устройства обоймы непосредственно на щебеночное основание.

 

Для обеспечения водоотведения с путепроводов, эстакад, мостов и остальных надземных сооружений, по  которым  подразумевается движение транспорта, на стадии проектирования в конструкцию закладываются системы продольных и поперечных уклонов, согласно действующим нормативным правилам.

Устройство дождевой канализации: изделия и комплектующие

  • Лотки водосточные бетонные или металлические с внутренним уклоном или без уклона; с вертикальным или горизонтальным выпуском.
  • Заглушки с выводным патрубком и без.
  • Пескоуловители для удержания песка, мусора, грязи.
  • Корзинки для пескоуловителей.
  • Решетки, предотвращающие попадание мусора в системы отвода воды, с различным типом крепления, рисунком и параметрами отверстия.
  • Муфты.
  • Корзинки для лотков.
  • Заглушки и патрубки из PEHD ‒ устойчивого к воздействию агрессивных сред полиэтилена высокой плотности.
  • Дождеприемники, лотки, желоба для точечного отвода.

Малиновский комбинат ‒ помощь в проектировании и подборе ливневой канализации по техническим условиям

На нашем сайте проектные, строительные и подрядные организации найдут все, что необходимо для обустройства поверхностного и внутреннего водоотвода на промышленных, гражданских и военных объектах.

Проектный отдел Малиновского Комбината БЕСПЛАТНО разработает проект по водоотведению любой сложности с использованием продукции предприятия.

Изделия и доборные элементы из вибропрессованного бетона идеально подойдут как для малобюджетных проектов ливневой канализации так и для масштабных промышленных, гражданских и военных объектов строительства и благоустройства. По простоте монтажа, прочности, водонепроницаемости, циклам морозостойкости и прочим параметрам, продукция Малиновского Комбината (МК ЖБИ) из вибропрессованного бетона во много раз превосходит аналоги, изготовленные из пластика, вибролитого бетона, полимербетона.

Для построения дождевой канализации на объектах разного типа направленности, Малиновский комбинат ЖБИ предлагает следующие серии лотков:

  • ЛВК ВМ SIR ‒ лоток водоотведения для использования в зонах промышленной застройки, автодорог и автомагистралей, портов и аэропортов (объектов, на которых подразумеваются высокие  и продолжительные нагрузки).
  • ЛВК ВМ LIGHT ‒ обеспечивает водоотведение с внешних покрытий. Оптимально подходит для использования в городской инфраструктуре, где нагрузки не превышают давления от движения грузового автомобиля, а также подходит для использования в подземных гаражах и парковках. Может использоваться в любом дорожном покрытии.
  • ЛВК М STEP ‒ универсальная недорогая серия для укладки на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, которая не требует дополнительной бетонной обоймы. Дождевая канализация из изделий этой серии используется в малобюджетных и частных проектах.
  • ЛВК ВМ PLUS ‒ серия лотков без стального уголка для крепления чугунной решетки. Используется как в открытом виде в местах, где движения транспорта не предусмотрено (откосы, склоны и другие места скопления вод вне проезжей части), так и с накрытием бетонными крышками (КБЛ) и водоприемными бетонными решетками (РБЛ), разработанными конструкторским отделом Малиновского Комбината ‒ продукцией, ориентированной на альтертанивность дорогостоящей чугунной решетке.
  • ЛВМ Bridge и трапы ‒ водоотвод с мостовых сооружений.

Завод разрабатывает и изготавливает продукцию и комплектующие для поверхностного отвода воды стандартных типоразмеров в соответствии с СТО 57388863-001-2008.